

Первые — самые ранние — формы, из которых возникло имя РУСТАМ, встречаются в Авесте. Это — RAUCHA- — RAUCA- — «луч», «свет» и -tama — «само себя». Также РУК-, РУК-, РУС-, РУКСШ-, РАУТА-, СТАХМА-, РАСТ-, РАД-.
О значении имени РУСТАМ в литературе так:
Из парфянского Ротштама.
Гниль-стам
Рот — от древнеиранского RAUTA- — ‘течь’, ‘река’ — эта древнеиранская форма родственна английскому слову river, испанскому и португальскому rio, русскому REKA.
stahm — от древнеиранского STAHMA- — ‘сила.
Потом — «плавание силой».
В новоперсидском языке наиболее близкое слово — Рустан — означает «расти». Это означает, что он «растет».
Оно также может происходить от персидского РУЗ, которое — от древнеиранского РАУХ, . Затем — «Самая лучезарная», «Самая яркая», «Самая яркая».
Согласно лингвистической теории контаминации, все эти и другие варианты могут комбинироваться и сливаться.
Современное русское слово РУС происходит от иранского, близкого к РУЗ ‘луч’, ‘свет’ и означает ‘излучающий (люди)’, ‘свет (люди)’.
В археологии и антропологии существует теория о происхождении русинов и вообще восточных славян от скифов — северо-восточных иранских народов. Иранское имя РУСТАН этимологически соответствует древнерусскому ПРЕСТЕН и средневековому РУСЛАН — контаминированному (объединенному) с аланской формой СЛАН. Эта форма SLAN встречается в названиях SOSLAN, BESLAN, ARSLAN и других.
Самое раннее сохранившееся письменное упоминание имени РУСТАМ встречается в согдийских рукописях. Это описание борьбы воина Рустама с дэвами (нечистой силой). Поэтому текст носит характер мифологического эпоса. Все древние тексты о Рустаме и производные от них носят мифолого-эпический характер. Много древних мифологических и эпических знаний, сюжетов и сказаний о Рустаме собрано в великой поэме «ШАХ-НАМЕ» иранского поэта Фирдоуси. Поэты назвали это стихотворение «Престол Рустама». Древние поэтические сказания о Рустаме содержатся в первых шести томах девятитомника поэмы «Шахнаме». Следовательно, Рустаму посвящено около двух третей Шах-НАМЕ.


Столько парней по имени Рустам я встречаю, и на самом деле все они очень крутые, веселые, необычные и интересные. )
Герой иранского эпоса, богатырь. Образ Рустама (фарси; производное от к.-иран. ротастахм, «богатырь») принадлежит систанскому, или сакско-согдскому, эпическому циклу и отсутствует в «Авесте». Рустам фигурирует во многих источниках как противник зороастризма. Первое сохранившееся письменное упоминание о Рустаме находится в согдийском отрывке V века, описывающем битву между Рустамом и дэвами. В роли Рустама Ротастама он появляется в парфянских поэмах «Ядгар Зареран» и «Драхт Асурик», в пехлевианском «Бахман-Яшт» (в котором он борется с арабским нашествием). В «Шахнаме» Рустам — чудесно рожденный сын Залы и Рудабы, дочери правителя Кабула Мехраба из рода Заххак. Дедом Рустама был Нариман, богатырь из рода Джамшидов (сын Гаршаса Ваерсаслы и внук Исрит-Гркгы), прославившийся своими подвигами на службе у Фаридуна. Храбрая сила Рустама проявляется в его детстве: он убивает своей дубиной дикого белого слона и выбирает могучего коня Рахша. Повзрослев, Рустам становится главной опорой иранских царей в борьбе с туранцами во главе с Афрасиабом. Рустам возводит на престол первого царя Кеянидов, Кая Кубаду, и несколько раз спасает Кая Кавуса. Спасая Кая Кавуса, захваченного Белым Дэвом во время похода на Мазендеран, Рустам совершает семь подвигов: убивает дикого льва, эйдарского дракона, ведьму-невесту, белую Дэву, находит чудодейственный источник, захватывает Авлада-разбойника и убивает мазендеранского шаха Арджангдева. Рустам – воспитатель Сиявуш (см. Сиаваршан); Чтобы отомстить за свою смерть, Рустам вместе с сыном Каем Хусроу идет на войну против Афрасиаба, в которой погибает (воюя с туранцами, Рустам убивает чудовищного Акван-дева). В Самангане Рустам влюбляется в дочь царя, красавицу Тахмину, которая после его отъезда рожает ему сына Сухраба, воина, служащего Афрасиабу.Во время похода Сухраба в Иран судьба волей судьбы приводит к тройному поединку между Рустамом и Сухрабом, которые не узнают друг друга.В третьем поединке Рустам убивает Сухраба и только потом узнает своего сына.Также волею судьбы Рустам вынужден присоединиться к своему любимому другу Исфандияру в бою.С помощью хитрого Зала, обученного Симургом, Рустам обнаруживает, что глаз — единственное уязвимое место Исфандияра, и пронзает его отравленной стрелой.Не подозревающий об этом убийца своего сына и друга Рустам умирает, попав в ловушку в волчьей яме, приготовленной его братом-предателем Шагадом.

