

Бальные танцы – это воплощение экспрессии и филиграни. Это недешево для практикующих, но это также вход в ни с чем не сравнимый мир. Конкуренция жесткая, тренировки долгие и частые, но одни только костюмы, грим и номера заставляют содрогнуться всех, кто связан с миром бальных танцев.
История
Если отойти подальше, то даже в 15 веке в Италии и Франции — странах, где народными танцами также страстно интересовались аристократы, что-то зарождалось. Начальная в смысле отправная точка возникновения бальных танцев. И довольно быстро увлечение стало распространяться по всей Европе. В XVII веке владение танцем считалось правилом этикета. В 1661 году в Париже была основана Королевская академия танца, которая ввела запрет на импровизацию, регламентировала костюмы и порядок исполнения танцев. А еще есть шары, в которые простым людям, конечно же, не попасть. Странно и плавно народные танцы перешли в благородные.
Потом были публичные балы, на которые мог прийти любой желающий, лишь бы соблюдали дресс-код и была возможность оплатить билет. Гавот, бурре и джига – названия, известные только специалистам и тем, кто интересуется танцами. Сейчас они не имеют ничего общего с сегодняшними традициями бальных танцев. Но все развивалось планомерно. Вскоре появились канкан, полька и галоп.
Кстати, в России при реформаторе Петре I бальные танцы стали обязательным элементом учебной программы в государственных учреждениях. Он также приглашал танцоров из-за границы для проведения обучения чтению и письму, а преподаватель имел соответствующую квалификацию. Так была создана российская исполнительная школа. В девятнадцатом веке стали популярными балы и маскарады, которые, несомненно, были местами применения полученных знаний. Эпоха романтического бала была связана с именами Штрауса и Шуберта: их музыка во многом определяла моду.
Но чем ближе он был к 20 веку, тем больше танец терял свою элитарность, становился более массовым. Однако отдельные виды сохранили свою принадлежность к высшим классам: так вальс, мазурка и полонез сформировали более поздние программы бальных танцев. Америка начала диктовать свои танцевальные основы на перекрестке 19-20 веков: в Старый Свет пришли североамериканский бостон, чарльстон, блюз, квикстеп и тустеп. Румба, танго и самба пришли из Южной Америки.
Эти тенденции стали частью европейской жизни, и она только обогатилась чувственностью южноамериканских танцев.
А в 20 веке в области танцевального искусства произошел перелом: возникла потребность в единых критериях оценки, четком своде правил. Имперское общество учителей танцев было основано в Великобритании и разработало стандарты этого искусства. Все известные танцы стандартизированы, т.е. определены основные шаги, фигуры, рисунок. Танго, вальс, быстрый и медленный фокстрот были основами культуры бальных танцев того времени.
Появились основы конкурирующих сортов, теперь в них можно было конкурировать. Точнее, именно тогда танцы стали делить на спортивные и социальные. В Великобритании соревнования по танцевальным видам спорта начались в 1930-х годах. А в течение последующих 20 лет к вальсу, танго и фокстроту добавились самба, румба, пасадобль, джайв и ча-ча-ча. В настоящее время существует две программы: латиноамериканская и европейская.


Латиноамериканские виды танцев
В этих направлениях, зародившихся в Латинской Америке, заложена вся страсть и чувственность бальных танцев. Они очень тонкие и очень выразительные, искренние и яркие. При этом невозможно найти людей, которые одинаково будут исполнять один и тот же танец, потому что, несмотря на все правила и стандарты, эти танцы очень персонализированы.
Пасадобль
Он считается испанским народным танцем и переводится как «два шага». Он появился (вернее, считается, что появился) в 1920 году. Это похоже на марш на счет два (или влево-вправо). Очень похоже на движения быков. Танцовщица движется как бык и ассоциируется с быком, а музыка явно напоминает шествие перед корридой. Несмотря на свои испанские корни, этот танец стал очень популярным во Франции. Многие ингредиенты пасадобля имеют французские названия.
В чем особенности: грудь танцора высоко поднята, голова строго неподвижна, центр тяжести тела находится впереди, большинство движений начинается с пяток. В начале танца звучит фанфара (начало корриды), во второй фазе музыка показывает бой между тореро и быком, песня заканчивается музыкой триумфа и ликования, ведь бой окончен . Это типично мужской номер, который держит зрителя в постоянном напряжении.
Самба
Это бразильский танец, такой же горячий, как бразильские пляжи и темперамент местных жителей. Самба родилась в Баии в 19 веке. И это был танец бедняков, потому что дворянство того времени предпочитало вальс и кадриль. Самба была смесью всего португальского и африканского. Вначале это был большой хоровод без контакта между партнерами. Однако постепенно самбу стали танцевать парами. А в начале 20 века она была исполнена на одном показе в Париже и стала сенсацией. Началась популяризация самбы. На родине в Рио в 1928 году он открыл первую школу самбы, после чего они стали появляться одна за другой. А Пол Буш написал книгу с инструкциями по обучению танцам, подробными и понятными.
В 1933 году были проведены первые соревнования по самбе, и вскоре ее стали танцевать на карнавалах. Сейчас невозможно представить зрелищный бразильский карнавал без самбы. Кстати, большую роль в популяризации латиноамериканских танцев сыграла принцесса Маргарет, сестра Елизаветы II. Она любила яркость и экстравагантность, и горячая самба пришлась ей по вкусу. В 1956 году этот танец был включен в конкурс. Поэтому его появление связано с этим годом. Самбу можно исполнять парами или индивидуально. Если это танец для пар, то костюмы будут более сдержанными. Женщины появятся в платьях с открытыми плечами, украшенных пайетками, бахромой и другими украшениями. Мужские наряды более лаконичны: обычная рубашка и брюки (но можно с вышивкой и стразами).
Ча-ча-ча
Ча-ча-ча родом с Кубы, где впервые появились английские народные контранды. Произошло это в 18 веке во время британской оккупации Гаваны. Кубинцы полюбили британский танец и со временем адаптировали его к своему темпераменту и традициям. А после провозглашения независимости Кубы земледельцы ринулись туда со своими рабами. И эти рабы принесли на остров африканские танцы. Таким образом, перемешались адаптированный английский контраданс и африканские танцы рабов. Дэнсон родился. Тот, в свою очередь, через некоторое время слился с румбой (он стал известен как мамбо), но был слишком быстр и экспрессивен. Танцоры запечатлели его красоту, но заметили и сложный характер танца.
Тогда Энрике Джоррин, местный композитор, придумал новый ритм – мамбо-румбу. Написанная в 1949 году и получившая официальное название La engandora, это была музыка, с которой началось ча-ча-ча. У нее был четкий ритм, не было вступления, и все музыканты оркестра могли петь в унисон. Кубинцы быстро полюбили новую музыку и новый танец, его играли в каждом уличном кафе. А поскольку американцы часто отдыхали на Кубе, они быстро подхватили ча-ча-ча, и вот так оно и увидело свет. Теперь танец уже не совсем тот, что был изначально.
Раньше, например, скользящие шаги танцевали на полусогнутых ногах — теперь их исполняют на прямых ногах. Но исполнять этот танец легче многих, он хорош для начинающих.
Джайв
Джайв можно перевести как «ложь» или «дерзкая грубая болтовня». Это американский танец, появившийся в 19 веке, но покоривший мир после Второй мировой войны. Это было сложно, технично и опасно, поэтому во многих местах было запрещено. Однако со временем он стал конкурентом, и публика полюбила его за безумную энергию исполнения. Джайв состоит из двух частей: первая – представление пар, участвующих в конкурсе, и вторая – исполнение самого танца в оригинальных костюмах. Речь идет о свободе самовыражения, о порыве души.
Кстати, после смерти английской королевы в 1901 году популярность танца была огромной. Хотя непрофессионалы долгое время смотрели на него скептически: он казался им простоватым, отсталым. Со временем джайв изменился, усложнился. Сегодня его исполняют в интернациональном или свинговом стиле. Он исполняется последним в соревновании, чтобы максимизировать влияние танцоров.
Румба
Ритуальный танец африканцев – отсюда и началась страстная румба. В 19 веке его завезли на Кубу, и это испанское слово переводится как «дорога». Полноценная версия танца была разработана после Второй мировой войны известным мастером из Лондона Пьером Лавелем. Этот танец имеет глубокий эмоциональный подтекст, который дополняется драматической музыкой.
Это не легкий танец: шаги делаются на 2, 3 и 4. Колени сгибаются и выпрямляются при каждом шаге, между счетами также делаются повороты. Каждый шаг делается на цыпочках и вес тела всегда впереди. Все жесты и движения полны страсти и любви, а в этом танце присутствует характерный латинский стиль движения бедрами. Румбу не выучишь за несколько уроков, и не выучишь ее с нуля дома.

